ПРЕССА О СПЕКТАКЛЯХ
Актер и режиссер Игорь Николаев. Официальный сайт
                   Творческая характеристика

                                       главного художника Театра На Васильевском
                                       ДМИТРАКОВОЙ ЕЛЕНЫ КОНСТАНТИНОВНЫ

       Вот уже два десятилетия Член Союза художников России Член Ассоциации искусств "LAVR ART CENTER"Дмитракова Елена Константиновна  служит искусству сцены. Окончив  ЛГИТиК им. Н.К. Черкасова в 1990 г. , она прошла «боевое крещение»  перестроечным лихолетьем.. Дмитракова,  вопреки трудностям,  проявляла чудеса фантазии, изобретательности и смекалки. Казалось бы, сама судьба вела ее к вершинам сценографического мастерства. Она  познала дело  всех подразделений своего художнического цеха,  пройдя все этапы создания из подручных средств и грубой материи волшебный мир красоты на подмостках - ведь начинала  как художник по костюмам кооператива «Успех» при Ленинградском государственном ордена Ленина Академическом Малом театре оперы и балета. Формированию   чувства целого,  развитию таланта  режиссерского видения  и постановочных задач  художницы способствовала преподавательская деятельность на кафедре  музыкальной режиссуры Санкт-Петербургской государственной консерватории имени П.И. Римского-Корсакова. А виртуозным  умением  высекать художественный результат через создание связей  «актер-костюм-образ»  она овладела  на должности художника-модельера  в Санкт-Петербургском  театре  Музыкальной комедии. Изысканная стильность  ее костюмов  становились неотъемлемым свойством  восхитительных  игровых миров, создаваемых  на подмостках - там  царила карнавальная стихия, тревожно будоражащая воображение масками, превращениями. Атмосфера розыгрышей   пленяла публику чудесной легкостью актерской игры публику - в  спектаклях «Моя прекрасная леди»  по Б.Шоу (1998),, или, к примеру,   «Провинциалка»  по тургеневской комедии  (1998)  становились частью странного мира,  готового преподнести нежданные сюрпризы. А  в постановке   «Я другой такой страны не знаю» (1999) по песням советской эпохи помощью точно найденные детали созданных Дмитраковой костюмов  помогали зрительскому воображению перенестись Дорогие сердцу времена. Дмитракова увлеченно  разрабатывала темы арлекинады  в  сценографии спектакля «Ромео и Джульетта» (1999). . Ее долго не отпускало пространство  сказочных чудес. И свое стремление  воплощать прекрасный вымысел на сцене она осуществила, став Главный художник Санкт-Петербургского Государственного Академического театра балета  под руководством Аскольда Макарова. Надо сказать, что  Именно  в склонности   художницы к поэтическим обобщениям, ее тяге  к философско-метафорическому  видению - разгадка глубинного сродства  сценографии Елены Дмитраковой  с искусством музыкального театра - балета, оперы, оперетты. Ведущие театры России приглашали ее  оформлять шедевры мировой классики, и всегда сценограф Дмитракова находила самые неожиданные решения - пространства, колорита, сценографического образа. Оформленные ею спектакли в  московском театре «Русский камерный балет»: «Щелкунчик» П.И.Чайковского (2000), «Дон Кихот» Л. Минкуса (2001),  <http://dmitrakova-art.ru/don-kihot.html> «Оправдание Дон Жуана» (2001),  «Пахита» Э.Дедевеза, Л.Минкуса (2002), «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (2002), «Вальпургиева ночь» (2003) Ш.Гуно. Перебравшись в Санкт-Петербург, Дмитракова Е.К., поступила  на службу технологом-модельером в  Мюзик-Холл, а затем, перейдя в  «Камерный музыкальный театр «Санкт-Петербургъ Опера»,  продолжая оформлять спектакли на разных сценах нашей  Северной столицы. Новую  страницу творчества Петраковой Е.К. открыло сотрудничество с режиссером А.Бубенем в  Театре на Васильевском. Ее сценография к спектаклям А.Бубеня поражает  бытийным дыханием, чудом узнавания смысла,  сокрытого в самом обыденном  предмете, его знаковой символики. В спектакле  «Саранча» по пьесе Б.Сбрлянович (2007) художник Елена Дмитракова создает строгое черное пространство, ограниченное стеклянным коридором, - как образ города. Города вообще, места плотного людского обитания.  «Русское варенье» по пьесе Л.Улицкой (2007), уподобили в рецензиях  «вневременной саге русской истории/…./ Художница Елена Дмитракова селит героев в деревянный скит, выглядящий островком цивилизации посреди колдовского озера, темного как Стикс». Это своего рода Ноев ковчег  средь мирового океана. Постановка  романа Л.Улицкой «Даниэль Штайн. Переводчик» заставила переосмыслить значение Театра на Васильевском: явлено бытие человечества,  драма сосуществования с тонким миром. Над подмостками  словно зависли огромные скорбные тени - то ли пустые души, то ли ссохшаяся кожа, содранная с людей,  а может,  наши ангелы хранители. Под ними  черная земля, покрытая пеплом. У художницы Дмитраковой- дар создания сценической метафоры мозаики судеб. Каждый ее спектакль - будь то «Курс лечения» по рому  Я.Глэмбского, или «Салемские ведьмы» А.Миллера помогает  постигать законы мирозданья, что позволяет говорить об уникальности творчества сценографа Елены Дмитраковой, по достоинству оцененного престижными наградами: премией  Мин. Культуры Румынии "Premiul Special" (2001), «Золотой софит» и «Золотая маска» (сезон 2007-2008).

Художественный руководитель театра
          з.д.и. России  В . Д. Словохотов

ХУДОЖНИК ТЕАТРА ЕЛЕНА ДМИТРАКОВА. ПРЕССА