Русское варенье









Молодое поколение, ютящееся тут же, представлено тремя сестрами: богомолкой, сексуально озабоченной женой аутичного музыканта и студенткой - гадким утенком. Есть еще старший брат-бизнесмен (Артем Цыпин), но он, слава богу, живет отдельно, в каком-то своем пентхаусе, вместе с супругой - сочинительницей дамских романов. Бизнесмен щедро оплачивает досуги лепехинской братии, прожигающей жизнь в разговорах об историческом пути России. Дом тем временем разваливается, протекает, погружается во мрак…

Поверить в то, что пьесу «Русское варенье» написала Людмила Улицкая, чья проза как раз сильна точностью деталей и мощью внезапных обобщений, решительно невозможно. Видимо, предполагался саркастический памфлет на злобу дня: злоба есть, а вот живого, узнаваемого, актуального - кот наплакал. По внешним признакам пьеса вроде о российской интеллигенции. Но помилуйте: известная мне интеллигенция, может, и не в ладах с сантехникой, но крутится как белка в колесе на восьми работах и не сидит ни на чьем трудовом горбу. Получается сатира удивительного свойства: бичуются пороки каких-то невиданных людей. Им молоко приносит молочница. Вот вы когда последний раз встречали молочницу?

Зачем эта пьеса понадобилась главному режиссеру театра Анджею Бубеню, тоже загадка. Герои его спектакля постоянно бегают, егозят, спотыкаются, режиссура зависает между социальной сатирой и водевилем. Бубень, как обычно, главные позиции отдал на откуп актерам - куда кривая вывезет. Актеры же едут каждый по своей траектории в рамках давно освоенных амплуа. Кутасова «включает» светскую даму (иронический вариант), Чудаков - трусоватого хлопотуна, Живодерова - хваткую дурковатую бабу. Неплох циничный «прагматик» Артема Цыпина: саму способность актера произнести без улыбки бредовый монолог о строительстве Диснейленда на месте дворянского гнезда уже надо считать недюжинным мастерством. Достаточно точна карикатура Елены Мартыненко на горе-беллетристку - гламурную хозяйку жизни. Другие актеры явно перевыполняют норму по части эксцентрики, а Татьяна Мишина в роли богомолки - перебирает со Станиславским: зачем-то рыдает настоящими горькими слезами.

Два с лишним часа этого «Варенья» были бы трудно выносимы, если бы не декорация Елены Дмитраковой, разместившей действие на дощатом пятачке посреди резервуара с водой. Когда уже невмоготу следить за суетой нелепых персонажей, есть возможность опустить взгляд. На воду, как известно, смотреть можно бесконечно.

Пронин



Чеховский вишневый сад продан, на его месте построили дачи. В одной из них по сию пору проживает семейство Лепехиных - потомки то ли Гаевых, то ли Лопахиных, то ли и тех, и других. Семейство состоит из парящей в эмпиреях вдовы-переводчицы (Наталья Кутасова), ее брата - пенсионера, в прошлом филолога-испаниста, а ныне тихого пьяницы (Евгений Чудаков) - и нечистой на руку домоправительницы (Надежда Живодерова).

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ХУДОЖНИКА ЕЛЕНЫ ДМИТРАКОВОЙ. ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ