В начале XX века очкарик Шон (урожденный Джон) увлекался идеями ирландского национализма, про него же и писал. Потом изменил Ирландскому республиканскому братству с рабочим движением. А позже вообще эмигрировал в Англию, чтобы оттуда в 40-е критиковать профашистски настроенных соплеменников. Почему у драматурга не сложился роман с ирландскими революционерами, во многом объясняет ехидная трагикомедия "Тень стрелка" (1923), революционным согражданам посвященная, ими же и освистанная.
Если верить О''Кейси, типичный дублинский обыватель начала 20-х годов - это политизированный фрик, проводящий полжизни в предчувствии амбразуры, на которую рано или поздно придется положить свою мужественную грудь. Нетипичный дублинец - это главный герой, поэт и пацифист Донэл Деворен, в пределах комнаты которого в течение одного дня и ночи развивается действие. Единственное, о чем он мечтает, - это пара часов тишины, чтобы можно было закончить стихотворение. И единственное, в чем он свято убежден, - это в том, что желание отдать свою жизнь за родину противно человеческой природе. С уединением у поэта серьезные проблемы. Потому что как днем, так и ночью в его комнату норовят вломиться нахраписто-патриотичные соседи. Один непременно желает исполнить вместе с Донэлом запрещенный гимн. Другая несет письменную кляузу на стерву-соседку, в надежде, что ИРА (IRA) научит ее закрывать дверь в холл. А восторженная Минни - Алена Старостина - непременно хочет подарить герою свою любовь. Дело в том, что они принимают безобидного Донэла за стрелка республиканской армии в подполье. В довершение всех бед в его комнате на самом видном месте стоит чемодан, полный взрывчатки. Его оставил приятный мистер Мэгуайр (Алексей Морозов) - настоящий подпольщик, словивший на полпути к финалу пару английских пуль.
Экзальтированные соседи Донэла стали отправным пунктом для создания актерами МДТ галереи колоритных образов. Каждый из них, даже самый эпизодический, - мастерская психологическая миниатюра, возводящая особенности национального ирландского характера в степень патологии. Лучшая здесь - Наталья Акимова, чья гротескная миссис Григсон со сваливающимися с носа очками мечется в нервном забытьи в поисках пьяницы-мужа, утратив представление о времени суток и норовя пристроиться с вязаньем на кровати Донэла. А ее муж, воинственный красномордый детина Григсон (Александр Завьялов), вбивает в женушку библейские заповеди звучными щелчками, на что его благоверная, скуксившись, отвечает пантомимой благодарных реверансов. Донэла играет Игорь Черневич, обладатель редкой, устало-мужественной харизмы, многим знакомый по "Коктебелю" Хлебникова и Попогребского. Его расслабленный герой встречает атаку соседей тем безнадежно-снисходительным взглядом, каким смотрят на детей или буйных, и не торопится разуверить в ошибке. Во-первых, потому что не прочь, чтобы его приласкала хорошенькая девушка, во-вторых, потому что невменяемые поклонники радикальных политических мер его все равно не слышат.
< … >
Да только поэта все рано жаль. Потому что если кто-то твердо решил встретить героическую смерть "на баррикаде" или пожертвовать собой ради родины, лучше его в этом не разубеждать.

                                                                                      Татьяна Джурова.
"Коммерсантъ" (Санкт-Петербург), № 21П от 11 февраля 2008 г.
                                                                                                                                                                                                                                                     < фрагмент статьи >


"Радикалы на грани нервного срыва"

На Камерной сцене МДТ ученик Льва Додина Олег Дмитриев представил широкой публике "Тень стрелка" -- пьесу классика "ирландского возрождения" Шона О''Кейси. Каков, по мнению режиссера, типичный ирландский характер, выясняла ТАТЬЯНА ДЖУРОВА.